О компании Акции Каталог туров Страны Визы Авиабилеты Агентам Контакты

 


Фотоотчеты наших туристов

Сингапур+Бали, апрель 2010
 

Фотогаллерея:

Описание:


Описание

 

«Аль-Магриб аль-Акса» - «самая дальняя страна солнечного заката» - так в древности называлось государство Марокко, одна из самых загадочных и интересных стран на нашей планете. Средневековые города, римские развалины, берберские крепости и прекрасные мусульманские памятники. Марокко может стать для вас первым и самым лучшим опытом общения с «чёрным континентом», ведь оно предлагает уникальную возможность познакомиться с абсолютно другими, необычными культурными и историческими традициями. Здесь множество контрастных образов, экзотических памятников, удивительных запахов. Здесь потрясает смешение реальностей: древней и современной. На старых кривых улочках в мединах Феса, Мекнеса и Марракеша неожиданно видишь молодого человека в национальном костюме, но с ноут-буком и сотовым телефоном в руках. Молодой король Марокко Мохаммед Шестой является и прямым потомком Пророка Мохаммеда, и президентом Клуба серфинга в Рабате. Зелёные склоны и снежные вершины Атласских гор дают возможность отдохнуть и испытать себя поклонникам треккинга и горнолыжникам. Золотые пляжи и сверкающие волны Атлантики в Агадире и Эс-сувейре манят любителей позагорать и прокатиться на серфе в вихре хрустальных брызг. В Марокко есть места, изолированные многочисленными горными грядами, где до сих пор живут берберские племена в своей первобытной неприкосновенности, с культурой, традициями и гостеприимством, которые не менялись почти тысячу лет. В Марокко есть много такого, чего нет больше нигде в мире. Марокко ждет Вас, Марокко полюбит Вас, а Вы не сможете не ответить взаимностью.

 

Культура и искусство

 

countries5930.jpgКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ Наиболее ярко культурные традиции Марокко видны в народных ремеслах, которым больше тысячи лет. Огромное влияние на культуру Марокко, несомненно, оказывал и оказывает ислам. Для мусульман это стиль жизни, который находит свое отражение во всем, что делает мусульманин, в том числе и в его художественном творчестве. Но у берберов прослеживается и более ранний, доисламский период развития Марокко. Следы языческих культов особенно четко можно увидеть в ковроткачестве. В традициях страны смешались два культурных пласта: черная Африка и Андалузия. Четкое различие можно проследить между сельской (большей частью берберской) и городской (в основном арабской) культурными традициями. Изделия сельских умельцев говорят о близости своих создателей к природе: животным, растениям, солнцу, звездам, луне. Сами художники, как правило, не являются профессионалами. Городская культурная традиция подразумевает профессиональную работу. Все ремесленники принадлежат к различным гильдиям в соответствии с их специализацией. Особенно четко это можно проследить в мединах, где плотники сселяться с плотниками, кожевники с кожевниками и т.д. КОВРЫ Марокканские ковры разделяются на две основные группы: рабатские или узелковые и берберские или тканые. Рабатские ковры считаются одними из самых красивых, у них может быть до 150 тысяч узелков на квадратный метр. Их дизайн основан на традициях, принесенных турками в 18 столетии, - центральный медальон в форме десятиугольника или граненого алмаза и широкий бордюр, насчитывающий от трех и более полос. Число последних возрастает с увеличением размера копра, который весь покрыт животным и растительным орнаментом, отражающим представление мусульман о рае. Все ковры очень мягкие, преобладают красные, синие, бежевые и оранжевые цвета. Ковры прочны и стойки к износу. В отличие от рабатских, берберские ковры более просты по дизайну, а, следовательно, и дешевле. Они различаются по текстуре, цвету, качеству. Рисунок часто асимметричный, очень много условных изображений различных животных, бордюр может быть, а может и не быть. При изготовлении ковра берберка не связана никакими особыми правилами, а лишь выражает свои представления об окружающем мире и мечты. Языческие предрассудки, анимизм, уважение к магии все еще сильно среди берберов, хотя они и исповедуют ислам. Берберские женщины, умеющие делать ковры, пользуются большим уважением. За такую невесту всегда запрашивают более высокую цену. Среди часто используемых символов можно увидеть руку Фатимы, дочери пророка, которая защищает от злых духов и сглаза, восьмиконечную звезду, символизирующую плодородие. Это же значение имеют вытканные змеи, ящерицы и скорпионы. Верблюды пророчат богатую невесту богатую невесту. Кресты ослабляют, а затем рассеивают дьявольскую энергию. Рассеивается она в шести направлениях берберской вселенной: на восток, запад, север, юг, вверх и вниз. Каждое племя использует свой собственный набор символов. Ковроткачество - семейная традиция, поэтому навык и умение передаются ил поколения в поколение. Кроме этого, принадлежность ковра тому или иному племени можно определить по цвету основы. Берберы используют красные, желтые или белые цвета, бедуинские ковры - черные, а туарегские - синие. ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Марокканки всех возрастов очень любят украшать себя. Ювелирные изделия говорят о социальном и семейном статусе женщин, благосостоянии их мужей, а у берберок помимо всего прочего и о племенной принадлежности, религиозных традициях и суевериях самый распространенный материал для украшений - серебро или сплавы на его основе. Берберы верят, что золото - это металл дьявола, поэтому выбирают только серебро. Золото носят в городах зажиточные арабки. Обычно в виде браслетов или богато украшенных изумрудами поясов, затянутых поверх кафтанов. Если ковры ткут женщины, то ювелирное дело - прерогатива мужчин. Секреты профессии передаются от отца к сыну. Традиционно все серебряных дел мастера - это евреи, вытесненные из Испании в 16-17 веках Инквизицией. Первоначально они селились исключительно на севере страны, но затем оккупировали и юг. Здесь переплелись иудейские и мусульманские традиции. Сейчас уже берберские ювелиры хранят древнее искусство, перешедшее от иудеев. Украшения могут быть отделаны филигранью, эмалью, полудрагоценными камнями и даже кусочками цветного стекла. Различные районы специализируются в различной технике. Тизнит славится филигранью, Средний Атлас знаменит своими эмалями. Существует несколько особенно популярных ювелирных украшений. Ожерелья носятся всеми женщинами без исключения. Берберки с юга страны любят очень тяжелые причудливые комбинации из кусочков янтаря, филигранных шариков, эмалевых яиц, стеклянных и коралловых бусин, огромных кусков янтаря, множества нитей маленьких коралловых бусинок. Янтарь считается афродизиаком и предохраняет от злых духов; коралл отмечен в Коране как драгоценное вещество, но задолго до прихода ислама он считался целебным у берберов. Фибулы или броши, которые демонстрируют достаток, также очень важная часть украшений женщины. Ими закрепляют накидки на плечах: незамужние женщины носят по одной на правом плече, замужние или разведенные - на двух плечах. Традиционная форма - простая треугольная, но может быть выполнена и в форме шакальей лапы, также обладающей волшебными свойствами. Фибулы украшаются филигранью и гравировкой. Браслеты носятся в любом количестве как на запястьях, так и на щиколотках. Конечно же, популярны кольца, серьги, подвески и пр. Коран запрещает носить ювелирные украшения мужчинам, но ничего не говорит о личном оружии. Оно то и является истинным украшением мужчины. В ход идут серебро, золото, полудрагоценные камни и недюжинный талант ювелиров. ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО И КЕРАМИКА Эта виды ремесленничества могут быть условно разделены на две большие группы: берберское гончарное искусство и городскую керамику, которую изготавливают умельцы-арабы. Для своих нужд берберы лепят простую глиняную не глазированную посуду. Тажин для приготовления одноименного блюда и жерба (guerba), сосуд для сбивания масла – изобретение берберов. С глиной работают и мужчины и женщины, с той только разницей, что женщины делают посуду для домашних нужд, а мужчины - на продажу. Глиняная посуда всегда считалась священной в берберских племенах. Она охраняла дом от злых духов. По этой же причине можно видеть залежи глиняных горшков у входов на кладбища. Форма и размеры глиняной посуды берберов перекликаются с посудой Древней Греции и Карфагена. На юге страны сильно влияние черной Африки. Городская (арабская) керамика представлена расписными или глазированными столешницами и фонтанами, зеленой черепицей для крыш и зелижью (zellige) - наборной мозаичной керамикой для отделки стен. Искусство глазировки с использованием оксидов свинца пришли из мавританской Испании в начале 9 века н.э., когда 8000 арабских семей переехали в Фес из Кордобы. Техника изготовления больших мозаик из кусочков керамической плитки была доведена жителями Феса до уровня высокого искусства, тем эта технология снова вернулась в Испанию (Андалузию) в 15 столетии, это искусство не утратило своего значения и в наши дни. Традиционно богаче всего украшались медресе, фонтаны, стены дворцов, ворота в мединах. ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ Кожевенное производство в Марокко насчитывает не одну тысячу лет. В кожевенных мастерских - таннериях (tannery) кожа и сейчас обрабатывается и окрашивается так же, как и тысячу лет назад, а именно, с использованием голубиного помета, коровьей мочи, рыбьего жира, жира и мозга животных, солей хрома и окиси серы. Самая широко используемая кожа - козлиная, затем - верблюжья. Из козлиной кожи шьют популярные в Марокко шлепанцы - бабуши (baboiiclies). Их повсеместно носят и мужчины и женщины. Хороши также всевозможные сумки, рюкзаки, светильники. Очень древняя часть кожевенного искусства - переплетные работы. В Марокко это действительно стало искусством. В некоторых библиотеках страны можно увидеть книги Корана, которым около тысячи лет. Считается, что само название страны произошло от особо мягкого сорта кожи, используемой для переплета, который называется «morocco». ДРУГИЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ Здесь можно и нужно отметить работы по дереву. В Марокко растет много кедра, туи, аргановых деревьев, цитрусовых, пальм и тамарисков. Из них изготавливались украшенные резьбой, богато инкрустированные потолочные панели, столики, ширмы, ставни, кресла и табуретки. Портные достигли высокой степени искусства в шитье кафтанов и джелаб (традиционное верхнее платье у мужчин и женщин), которые могут быть украшены изысканной вышивкой. Марокко - настоящий клад полудрагоценных камней. Изобилие аметистов, оникса, топаза и пр. создает широкое поле деятельности для мастеров по их обработке. Берберы считают, что за свою жизнь женщина обязательно должна соткать три ковра. Свой первый ковер девочка начинает в 12 лет. Это подарок будущему мужу. Ковер не очень большой, но ведь и ткачиха невелика. В рисунке - наивные представления ребенка об окружающем мире. Второй ковер ткет молодая замужняя женщина. У берберок он, как правило, белый. Рисунок ковра отражает жизнь женщины, ее надежды на будущее. Третий ковер - для наследников. Он несет племенные символы, вкратце излагает историю семьи. Самые красивые и тонко выполненные ковры - произведение молодых женщин - их пальцы ещё не огрубели от тяжелой работы, зрение не потеряло остроту. Ковер, сотканный старухой, можно узнать сразу по крупному редкому рисунку. Массивные ожерелья берберок первоначально могут быть простой ниткой серебряных, коралловых и янтарных бусин. Они собираются поколениями женщин и передаются от матери к дочери. Муж каждой следующей владелицы ожерелья добавляет к нему серебряные яйца и шарики, коробочки с филигранными изречениями из Корана, бусины янтаря и коралла, целые нитки полудрагоценных камней, в зависимости от благосостояния семьи. Через несколько поколений ожерелье становится просто неподъемным. Но это нисколько не мешает счастливице надеть его и пойти работать в поле или заниматься генеральной уборкой в доме, ведь своя ноша, как говорится, не тянет.

 

Природные условия и климат

 

Марокко является самой красивой страной южного континента. Человек, впервые здесь оказавшийся, бывает поражен зелеными пространствами. До начала христианской эры территория Марокко была сплошной бескрайней саванной с обилием пастбищ, которые сейчас сократились из-за наступления Сахары на северную часть Африки. Но даже несмотря на это, Марокко остается самой зеленой страной на севере континента. Здесь несколько природных зон. Ландшафт страны весьма разнообразен. Длинная береговая линия Атлантического и Средиземноморского побережий на западе и севере, высокие Атласские горы на востоке и знойная Сахара на юге - всё это на территории 710,8 тысяч кв. километров, включая Западную Сахару. Наличие четырех молодых горных цепей: Рифа, Высокого, Среднего и Анти Атласа - вносят некоторую нестабильность в геологическое положение. Самая высокая вершина Марокко - гора Тубкаль (Jebel Toubkal). 4167 м, вВысоком Атласе. Его белоснежная вершина доминирует над окружающим пейзажем с осени до поздней весны. Полноводность рек зависит от сезонных дождей и таяния снегов. Многие речки летом пересыхают, просто растворяются в пустыне. Только немногие из них доносят свои воды до Атлантики. Среди них Драа (Draa), впадающая в океан севернее Тан Тана. Себу (Sebou), которая начинается около Феса, и Ум эр-Рбия (Оит er-Rbia), начинающая свой путь в Среднем Атласе, впадают в воды Атлантики в районе Рабата и Эль-Джадиды. Между горными грядами лежат радующие глаз плодородные долины. Южные уступы Анти Атласа, напротив, засушливые. Постепенно они переходят в каменистую пустыню Западной Сахары. Ландшафтное разнообразие обуславливает такое же разнообразие и климата Марокко. Погода на побережье основном мягкая, но на Средиземноморской его части зимой бывает холодно и влажно. Зимой температура может опуститься до 12°С, летом держится около 30°С. Климат Атлантического побережья на несколько градусов теплее. В дождливый сезон с ноября по февраль здесь выпадает довольно много осадков. Температура воды летом примерно 25°С. Лучшее время для отдыха на Атлантическом побережье с июня по октябрь, но хорошо отдохнуть можно и в марте, и в ноябре. Марракеш и внутренние области Марокко могут быть очень жаркими, часто температура поднимается выше 40°С. В это время дуют сухие горячие ветры из Сахары, называемые «сирокко» - «восточные» по-арабски. Сирокко характерны для весны, но могут внезапно задуть в любое другое время года. Самый «красивый» период для посещения центральных областей Марокко - весна, когда все в цвету и много свежей зелени. Горы летом предлагают прекрасные возможности для треккинга. Зимой же температура здесь может опускаться до -20°С, а снега выпадать так много, что перевалы закрываются. Зато наступает время катания на горных лыжах.

 

История

 

История местности, которая теперь называется Марокко, уходит в такую глубь тысячелетий, что человеческий разум не в силах постичь и осознать. Жизнь местных обитателей покрыта налетом неизвестности и таинственности, притом, что история пришельцев (римлян, вандалов, византийцев, арабов) прекрасно описана как древними, так и современными авторами. Правда, подобное можно сказать не только о Марокко, но и обо всей Северной Африке. Арабы называли эту местность Магрибом, что в переводе означает «закат» или «запад». Именно из этих мест пришел злой колдун из арабской сказки про Аладдина и волшебную лампу Археологические раскопки указывают на присутствие здесь первобытного человека ещё 200 тысяч лет назад. В те времена Сахара была покрыта лесами, побережье было сплошь в мангровых зарослях, и лес вокруг кишело живностью. Между пятнадцатым и десятым тысячелетиями до нашей эры здесь появились две различных человеческих расы: оранийская (по месту Оран. Огаn, в Алжире) и капсийская (по месту Гафса, Gafsa, в древности Capsa, в Тунисе). От них остались наскальные рисунки, большинство - в Алжире, но небольшая часть была найдена и в Марокко. Хотя о них почти ничего неизвестно, но, предположительно, эти племена разводили скот, а также занимались охотой и земледелием. Первыми иностранцами, появившимися на территории Северной Африки, были богатые и могущественные финикийские купцы, которые освоили побережье, основав здесь города и пункты для доставки металлов из Испании в Тир, Tyre (современный Ливан). Затем финикийцев вытеснили карфагеняне, а карфагенян - римляне, победив в Третьей Пунической войне и разрушив Карфаген. Тогда существовали два берберских королевства: Мавритания (Mauritania), на западе и Нумидия (Numidia) на территории современного Алжира. Граница проходила по реке Мулуя (Moulouea). Эти земли стали подотчетны Римской Империи и в 25 году до н. э. император Август подарил Мавританию молодому берберскому принцу Юбе Второму, Juba II, сыну Юбы Первого 1 нумидийского, который совершил самоубийство 21 годом раньше из-за поражения от римлян. В этом же году Август присоединил к владениям Юбы Второго и Нумидию. Получивший образование в Риме и будучи женат на дочери Клеопатры Египетской и Марка Антония, Юба Второй подходил на роль правителя идеально. Его царствование длилось 48 лет со столицей в Волюбилисе (Volubilis), и после смерти власть перешла к его сыну Птолемею. Правление последнего оборвалось трагически: он был убит по приказу злого и завистливого императора Калигулы. Потом и сам Калигула был убит, а его преемник Клавдий снова разделил страну, на сей раз на две римские провинции: Мавританию Цезарейскую (Mauritania Caesariensis), и Мавританию Тингитану (Mauritania Tingitana). После нескольких берберских восстаний в колониях наступил продолжительный период относительного спокойствия. Под протекторатом Рима Северная Африка была сравнительно богатой и процветающей. Здесь производилось 60 % зерна и оливкового масла. Североафриканская часть Римской империи имела большое влияние, поэтому с ее помощью в 193 году н.э. к власти пришел император Септимий Север (Septimins Severus), ливиец по происхождению. Во второй половине 3 столетия нашей эры Римская империя пришла в упадок, и та её часть, на которой располагается современное Марокко, была захвачена местными племенами. Период между распадом Римской Империи и приходом ислама, длившийся примерно четыреста лет, называется «темными веками». О нем почти ничего неизвестно, кроме одного или двух письменных свидетельств на латыни об упадке городов и культуры. Ислам возник на Аравийском полуострове в начале 7 века и уже через сто лет распространился по всей Северной Африке. К концу 7 века Византийская империя была вытеснена со всего побережья. Правда, Мавританское государство яростно сопротивлялось исламской кавалерии и пехоте. Однако, когда завоеватели изменили политику и сделали упор на дружественное отношение и обращение в мусульманство местных берберских племен. Марокко было покорено мусульманами, и последние смогли обратить свои алчные взгляды через Гибралтар в сторону Европейских стран. Название Гибралтар произошло от имени лейтенанта арабской армии. Гибралтар - это искаженное арабское «Джебель Тарик» или «гора Тарика». Именно эту скалу покорил арабский командир Тарик, когда высадился в Испании в 710 году. К 732 году войска продвинулись уже очень далеко, вплоть до Пуатье во Франции. Хотя ислам и проник в Марокко, но сами принесшие его арабские завоеватели, не нашли теплого приема, поскольку относились к местному населению, даже обращенному в мусульманство, как к людям второго сорта. Подобное отношение и неразумная прозелитская политика привели к массовым волнениям на религиозной почве, которые прокатились по всему исламскому миру. Тунис и Алжир также попали под арабский контроль, а в 15 веке перешли в руки Оттоманской империи. Но Марокко уже никогда не попадало под прямое правление арабских династий. Первая марокканская династия Идрисидов (the Idrissides), была основана Мулой Идрисом (Moulay Idris), знатным арабом, который прибыл в Марокко из Багдада в конце 8 столетия и быстро завоевал уважение местных берберских племён. С этого момента считается, что Марокко появилось как государство. Идрис заложил город Фес как будущую столицу, а быстрое усиление его могущества очень встревожило Багдадского халифа и одновременно героя «Тысячи и одной ночи» Гаруна аль Рашида. Встревожило до такой степени, что он послал специальных людей убить Идриса. В конце концов, Идрис был отравлен в 791 году. Его сын пришел к власти в 803 году в 11-летнем возрасте и к концу его правления в 829 году, государство Марокко было достаточно стабильным. Однако полвека спустя династия пришла в упадок. Их сменили Фатимиды (the Fatimides). Затем пришли Альморавиды, «монастырские люди» (the Almoravides). Они основали Марракеш в 1062 году. Потом страной стали править Альмохады, «провозглашающие, что Бог един» (the Almohades), которые к 1 160 году вытеснили из Марокко последних из Альморавидов. В период их правления Марокко стало очень сильным и богатым государством с огромной территорией, куда входили также современные Алжир и Тунис. Это образование распалось под собственным весом в конце 12 столетия снова на Марокко, Алжир и Тунис. В это же время к власти пришли Мерениды (the Merenides), которые правили до середины 16 столетия. И именно на период их правления приходятся многие более или менее хорошо сохранившиеся архитектурные и исторические памятники Марокко. После падения этой династии в Марокко наступил хаос, которым немедленно воспользовались испанцы и португальцы. Португальский король в начале 16 столетия приказал основать несколько укрепленных поселений вдоль всего побережья. Испанцами была взята под контроль Мелилья. И только с приходом к власти династии Саадидов (the Saadians), также выходцев из арабов и прямых потомков Пророка, Марокко начало освобождаться от португальско-испанского влияния. Для сдерживания натиска со стороны Оттоманской империи султан Мохаммед аш-Шейх (Mohammed esh-Sheikh), из династии Саадидов вступил в альянс с испанской короной. Португальцы искали поддержки у турок. «Битва трех королей» в 1578 году положила конец претензиям португальцев на марокканские территории. После победы марокканский султан предпринял иностранную кампанию и завоевал Тимбукту. На эти средства впоследствии были построены самые известные дворцы Марракеша. После падения династии Саадидон в середине 17 столетия к власти пришли Алавиты (the Alaouites), которые правят страной и по настоящее время. С этой династией к середине 18 столетия Марокко, наконец, обрело настоящую стабильность и независимость, по веком позже страна снова была ввергнута в хаос. И после переживала периоды стагнации, падения, небольшою подъема. Под протекторат Франции Марокко попало в 1912 году и формальную независимость получило лишь в марте 1956 года. В 1961 году на престол взошел король Хассан Второй (Hassan II). Ему в наследство досталось государство со слабой экономикой и слабой администрацией. Но уже в 1962 году была сформулирована первая демократическая конституция, а в 1963 году прошли первые парламентские выборы, и 6 месяцев спустя король утвердил пост премьер-министра. За время правления короля Хассана Второго вплоть до его смерти 23 июля 1999 года в стране произошли необратимые изменения: укрепились права человека, появилась многопартийная система, однако несмотря на конституционные изменения Хассан Второй обладал абсолютной властью. Его наследник, современный король Марокко Мохаммед Шестой (Mohammed VI), проводит более открытую политику, чем его отец, он делает более решительные шаги на сближение со странами запада и укрепляет отношения со своими соседями. Он отстранил от дел одиозного министра внутренних дел, доставшегося ему в наследство от отца, и тем покончил со страхами политических арестов и таинственных исчезновений многих противников режима. Но не только со страхами граждан Марокко было покончено. Для многих иностранных граждан, был упрощен визовый режим, что создало благоприятные условия для развития туризма в Марокко. Мохаммед Шестой является как политическим лидером - он король Марокко, так и духовным проводником нации - он прямой потомок внука Пророка Мохаммеда. Благодаря этому сочетанию династия Алавитов остается у власти почти 350 лет.

 

Праздники и выходняе дни

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ И НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ Большинство праздников в Марокко - религиозные. К ним можно отнести мусимы (moussem) - это местные праздники-паломничества, отмечающиеся ежегодно около мавзолея какого-нибудь святого человека - марабута (marabout). Мавзолей - марабута также называется марабутом или куббой (koubba), которые выглядят как небольшие кубические строения белого цвета с куполом. Они часто встречаются по всей стране, иногда они стоят изолировано, иногда - в самом центре деревни или медины. Паломники и местные верующие просят у марабута благословения их самих, и их семей и имущества. Если они больны, то просят исцеления. Многие марабуты ведут свою генеалогию от Пророка. Это очень популярное событие, хотя поклонение кому-либо кроме Пророка формально запрещено исламом, эти языческие проявления никак не преследуются, а только поощряются. Паломники идут много дней со всеми своими семьями, шатрами, домашними животными. Это очень хороший повод отвлечься от тяжелого труда и отдохнуть от монотонных будней. На мусимы собираются не только паломники, но и жители соседних деревень. Они могут не быть последователями марабута, но их ослики нагружены всевозможным товаром на продажу: мясом, овощами, одеждой, коврами и пр. Натягиваются шатры, кускус готовится в огромных количествах, чай выпивается сотнями литров. Отдельно приезжают танцевальные ансамбли в ярких костюмах, которые показывают настоящие шоу. Некоторые мусимы проходят в масштабе нескольких соседних деревень, на другие съезжаются со всей страны и праздник носит общенациональный характер. Проводятся также праздники, посвященные каким-то местным событиям, сбору урожая, окончанию сева и пр. Их трудно отличить от мусимов, потому что празднуются они почти так же, с той же музыкой и танцами.

 

Деньги, обмен валюты

 

Национальная валюта - дирхам 1 дирхам = 100 сантимов

 

Разница во времени

 

От Киевского -3 часа.

 

Визы

 

Визы оформляються в течении 7 дней. При оформлении визы менее, чем за 7 дней, консульский сбор оплачивается в двухкратном размере. Необходимые документы: - загранпаспорт (сроком действия не менее 90 дней со дня окончания поездки); - 3 цветных фото; - копия внутреннего паспорта; справка с места работы на фирменном бланке с печатью; - анкетные данные (место жительства, место рождения, семейное положение).